К ИСТОКУ https://www.milinda.com.ua/ |
|
Идрис Шах: Путь суфиев. https://www.milinda.com.ua/viewtopic.php?f=277&t=1857 |
Страница 4 из 4 |
Автор: | В Храме Сердца [ 10 окт 2014, 11:58 ] |
Заголовок сообщения: | Идрис Шах: Путь суфиев |
И все же в действительности в основополагающей информа-ции о суфийских идеях нет недостатка. Информация имеется, но большая часть ее не изучается и не принимается теми, кто мог бы это делать. В связи с этим можно отметить еще одну характер-ную проблему, вызванную тем, где конкретно такие материалы появляются. Большинство материалов по суфизму и суфиям, и среди них результаты превосходных наблюдений, исследований и полевой работы в Азии, Африке и Европе, появляются время от времени в обычной прессе. Но поскольку работы эти не всегда исходят от «признанных авторитетов» и появляются на свет в печатных органах, не считающихся авторитетными в данной «области», они могут остаться незамеченными. ФОРМЫ СУФИЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чему еще учат суфии, как они это делают, и какие специальные проблемы это изучение ставит перед теми, кто желал бы изучать их идеи из достоверного источника? Суфии утверждают, что имеется такая форма знания, доступная человеку, которая по сравнению со схоластической ученостью занимает такое же положение, как зрелость по отношению к младенчеству. Приведем, для примера, аль-Газали: «Ребенок не имеет действительного представления о достижениях взрослого. Рядовой взрослый не в силах понять достижения ученого мужа. Точно так же ученый не способен понять практику озаренных святых или суфиев». Это, для начала, вовсе не является концепцией, которая немедленно вызовет к себе расположение ученого. Эта проблема не нова. В одиннадцатом веке Мухаммад аль-Газали (АлГазел), который спас мусульманских богословов, истолковав исламские тексты таким образом, что это позволило им успешно отразить натиск греческой философии, поставил схоластов перед фактом, что природа их знания уступает знанию, достигаемому путем суфийской практики. Они сделали его своим героем, и их преемники до сих пор учатся его толкованиям как ортодоксальному исламу, несмотря на его утверждение, что академический подход является недостаточным и низшим по сравнению с истинным знанием. |
Автор: | В Храме Сердца [ 10 окт 2014, 11:58 ] |
Заголовок сообщения: | Идрис Шах: Путь суфиев |
Проблема для изучающего здесь может заключаться не в том, имела ли место такая «иррациональная» форма деятельности или обновления традиции или нет, но скорее в психологической трудности признания этих людей как действительно имевших особое назначение – «воссоединить ртутные шарики» или «восстановить, пробудить внутренний поток в человеке». Но мы даже еще не приступили к перечислению тех областей, в которых суфии или учения, по общему признанию разработанные ими, причем последние составляют меньшую часть действительного количества, поскольку суфизм есть действие, осуществляли социальную, философскую и другие формы деятельности на протяжении последнего тысячелетия. Такие внешне различные по характеру личности, как прямолинейный Руми, праведный Чишти, «Богом опьяненный» Халладж, государственные мужи Муджаддидов, веками трудились, прилагая свои силы для действительного воссоединения общин, внешне необратимо разъединенных. За свои страдания, оцениваемые по несоизмеримым и зачастую ошибочным меркам своих толкователей, эти люди заклеймены как тайные приверженцы христианства, иудаизма, индуизма, как вероотступники и солнцепоклонники. Раз орден Бекташийа пользовался числом двенадцать и отводил, подобно Араби и Руми, христианским мифам почетное место в своих учениях, то было решено, и так считается до сих пор, что они наживаются за счет множества христиан, живущих в данной местности и не имеющих реального руководства. Правомерность этого обвинения определится после проверки суфийского ответа, что христианские, равно как и многочисленные другие формулировки, содержат весьма ценные прозрения, которые, при подходящих обстоятельствах, могут быть приложимы к человеку. Последователи ходжи Бекташа считались и до сих пор считаются в некоторых местах людьми безнравственными, просто потому, что они допускают в свои собрания женщин. Никто не мог или не желал понять их, когда они говорили, что необходимо восстановить социальное равновесие в обществе, покоящемся на мужском господстве. «Восстановление социального положения женщин» воспринималось просто как предлог для оргий, пока не стало в наше время «благородной» целью. |
Автор: | В Храме Сердца [ 10 окт 2014, 11:59 ] |
Заголовок сообщения: | Идрис Шах: Путь суфиев |
Многие люди, слишком часто и необдуманно, восставали против этой формулы. Но разве она, в конце концов, так уж сильно отличается от такой формулировки: «Изучение экономики требует определенного настроя ума (желания понять), определенных условий (схоластического обучения и надлежащей литературы), определенного метода (следования курсу обучения, составленному людьми, сведущими в этом предмете)»? Приблизиться к изучению суфизма невозможно, например, если опираться исключительно на ту точку зрения, что это мистическая система, предназначенная для достижения экстаза и основанная на богословских догмах. Как гласит суфийское стихотворение Омара Хайама: В келье и монастыре, в церкви и синагоге – Одни страшатся ада, другие грезят раем. Но человек, действительно познавший тайны своего Бога, Никогда не посеет такие семена в своем сердце. Непохоже, что возможен какой-либо прогресс в направлении более широкого понимания суфийских идей, пока большее число ученых не начнет применять суфийские методы толкования. Если этого не произойдет, они будут продолжать растрачивать свои усилия на второстепенные явления. Это, в свою очередь, создает особую проблему для самого суфия. Как выразился ибн аль-Араби: «Суфий должен действовать и говорить, учитывая понимание, ограничения и господствующие скрытые предубеждения своих слушателей». Правильное изучение суфийских идей зависит от наличия литературы и правильного пользования ею, а также от контакта с суфийским наставником. Что касается наличия литературы, то со временем здесь все может прийти в должный порядок, хотя два недавних случая указывают, что и здесь возможны серьезные потери. Некий известный ученый и специалист по вопросам суфизма Ближнего Востока подверг критике одну из моих книг на том основании, что герой многочисленных анекдотов Мулла Насреддин, дескать, вовсе не является персонажем, используемым суфиями в учебных целях. Тогда он не знал, да и теперь вряд ли знает, что именно в то самое время один европеец-исследователь действительно жил в дервишской общине в Пакистане, в которой именно Мулла Насреддин, и никто иной, использовался в качестве учебного материала. Отчет об этих исследованиях был недавно напечатан в английском журнале, посвященном вопросам религии. |
Автор: | В Храме Сердца [ 10 окт 2014, 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Идрис Шах: Путь суфиев |
1397 г. Хадрат Омар Килвати, основатель братства Килватийа («Затворники»). XV век 1429 г. Амир Султан, шейх из Бухары. 1492 г. Хаким Нара ад-дин Абдурахман Джами, классический персидский автор. XVI век 1553 г. Шах Мухаммад Гватх Шатари, основатель ордена Шатарийа («Быстрые). 1563 г. Искандер Шах из ордена Кадирийа. 1563 г. Шах Мухаммад Гватх Шатари. Гробница находится в Гвалиоре – важнейшем месте суфийского паломничества. 1575 г. Шейх Хамза Маламати Мактул. Казнен по обвинению в христианстве. XVII век 1605 г. Амил-Баба («Рабочий»). 1615 г. Шейх Ахмед Фарики из Афганистана. 1623 г. Шейх Пир Шатари. Умер в Индии. Гробница расположена в Меруте. 1670 г. Юнус, сын Адама. XVIII век |
Страница 4 из 4 | Часовой пояс: UTC + 2 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |