К ИСТОКУ

о развитии Божественного Начала в Человеке

 

 

Администратор Милинда проводит онлайн курсы по развитию сознания и световых кристальных тел с активацией меркабы. А так же развитие божественного начала.

ОНЛАЙН КУРСЫ

 

 

* Вход   * Регистрация * FAQ * НОВЫЕ СООБЩЕНИЯ  * Ваши сообщения 

Текущее время: 27 ноя 2020, 14:13

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
Сообщение №46  СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 14:49 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2014, 12:22
Сообщения: 492
Пол: женский
ВАЖНОСТЬ ВИРДА

Некоторые суфийские шейхи считали практику вирда настолько важной, что появилось изречение: «Без вирда нет варида ». Варид — это все то, что нисходит в сердце суфия без поиска или усилия с его стороны. Варид принадлежит к числу Божественных Помышлений. (Существуют три разновидности помышлений: Божественные, демонические и помышления «Я».) Как сказал Саади:

В тиши ночи из того, что входит в мое сердце,

нет ничего более духовного, чем Твой Варид.

Суфию в начале Пути трудно пребывать в поминании сердца (зэкр-и калби) постоянно. Большинство суфиев испытывает дискомфорт и отвлекается от этого состояния (особенно начинающие, не имеющие достаточных способностей для такого поминания). Поэтому предписываются различного рода вирды. Некоторые носят телесный характер, как намаз (ежедневные молитвы), другие произносятся вслух, например кера'ат-и Коран (чтение Корана вслух) и тасбих (взывание к Богу посредством произнесения определенных слов и фраз). Другие разновидности вирда практикуются при помощи сердца, например фекр или тафаккор (размышление). Благодаря этому мысли суфия не отвлекаются, в каждый момент они чем-то заняты. Более того, сам переход от одного состояния к другому приносит покой и умиротворенность.

Время от времени начинающие на Пути испытывают состояние, в котором они не способны концентрироваться на поминании сердца. Иногда попытка сосредоточиться на поминании только уводит от него. Поэтому в такие моменты лучше концентрироваться на практике вирда, пока указанное состояние не пройдет и сердце не обретет способность вновь принять зэкр.

открыть спойлер
Это правда, что некоторые шейхи и достигшие совершенства суфии бывали настолько переполнены состоянием Единства, что предпочитали иногда молчание вирду. Однако поскольку никакое состояние (хал) не является стабильным, после выхода из этого состояния они также возвращались к практике вирда. Другие шейхи даже в состоянии Единства продолжали практиковать вирд. Среди них можно назвать Джунайда, о котором рассказывают следующую историю:

Когда Джунайд состарился, он не перестал произносить те же молитвы, которые практиковал в молодости. Наконец, его ученики сказали ему: «О шейх, ты достиг таких преклонных лет, что можешь отказаться от части своих молитв». Джунайд отвечал: «Все, что я нашел в начале, найдено при помощи вирда. Поэтому невозможно отказаться от этой практики и в конце».

Худжвири, Кашфо'л-махджуб

Основной принцип, на котором зиждется практика постоянной молитвы (вирд), состоит в том, что целостность сознания у суфия должна быть сфокусирована на Боге. По мере того, как это происходит, его внутреннее и внешнее бытие постепенно приходит к единению. В одиночестве или среди людей объектом его внимания является только Единство. Здесь суфий полностью погружен в Бога и как его состояние (хал) , так и речь существуют лишь во имя Бога и направлены на служение Ему.

Этот процесс упоминается в молитве Комэйла, которую он получил от своего наставника 'Али:

О Господь! Молю тебя, в чистоте Твоей Сущности и Твоих величайших Атрибутов и Имен поддерживать меня в Твоем поминании и служении во все мои дни и ночи; сделай мои поступки достойными Твоего Взора, дабы они были в гармонии с моими словами, а мое состояние всегда было служением Тебе.

РАЗНОВИДНОСТИ ВИРДА

1. Намаз (ежедневные молитвы)

Суфийские шейхи, следуя традиции, полагали, что намаз — наиболее добродетельная разновидность вирда и самое совершенное из возможных деяний. Намаз может быть разделен на две категории:

А. Пять обязательных ежедневных молитв ислама — они должны совершаться регулярно, без отлынивания, в соответствии с законами шариата.

Б. Рекомендуемые молитвы — они совершаются с позволения наставника, соответствуют указаниям шариата и связаны с определенными состояниями.

Некоторые из рекомендуемых молитв называются нафеле. Каждой из пяти обязательных молитв намаза соответствует определенная нафеле, молитва, которую наставник может порекомендовать ученику. Шейхи Пути часто подчеркивали важность нафеле во время утреннего и вечернего намаза. Многие из выдающихся шейхов считали нафеле настолько важными, что старались не пропустить ни одной из них. Согласно Священному Преданию:

Мой раб приближается все ближе ко Мне благодаря молитвам нафеле, пока я не возлюблю его; и когда я возлюбил его, он зрит Моими глазами, и слышит Моими ушами, и молвит Моими устами, и берет моей дланью, и устремляется вперед на Моих стопах.

2. Вирд тариката

Эта разновидность вирда также может быть разделена на две категории: вирд, произносимый после обязательных молитв, и специальный вирд, предписываемый наставником.

А. Вирд после обязательных молитв

1. После каждой из пяти рекомендуемых молитв суфию следует произнести Аллахо Акбар 34 раза (смысл фразы в следующем: не существует ничего, что можно было бы сравнить с Богом или противопоставить Ему, и Бог превосходит любое из наших представлений о Нем), Алхамдо-лилла 33 раза (вся хвала принадлежит одному лишь Богу, ибо он вывел нас из небытия в бытие) и Собханалла 33 раза (Бог свободен от всего, что мы приписываем Ему).

2. После каждой из пяти обязательных молитв суфию следует произнести либо 3 раза, либо 100 раз фразу Ла иллах илла'ллах («Нет божества, кроме Бога»... который Един, и единственно Един.)

3. После каждой из пяти обязательных молитв суфию следует произнести Айато'л-Корси (Коран 2:256-259):

Аллахо ла шаха илла ховал-хаййол-хайям, ла та'хозоху сенатон ва наум. Лоху ма фес-самавате ва ма фел-арз. Ман заллази йашфа'о 'индаху илла бе езнех. Йа'ламо ма байна айдихем ва ма халфахом, ва ла йохитуна бе шай'ен мен 'елмехи илла бе маша' вазе 'а корсийохус-самавате вал-арз, ва ла йа'одоху хефзахома, ва ховйи-'алийол-'азим (256) ( 2 ) .

Ла икраха фед-дин, кад табаййанар-рошдо мен ал-хайи, фа-ман йакфор бет-тагхутва йо-мен Биллах фагадес тамсака бел-'орвател– воска ланфесама лоха валлахо сами'ун 'алим (257).

Аллахо валийолазина аману йохрежохом-мен аз-золамате елан-нур, валлазина кафару оулия 'охомот-тахут, йокрежунахом мен ан-нури илаз-золемат. Ула'ика аснабон-нар, хом фиха халидун (258, 259).

Перевод

Аллах — нет Божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевают им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится перед Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их, — поистине. Он — высокий, великий! (256).

Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой Путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. Поистине, Аллах — слышащий, знающий! (257).

Аллах — друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверны, друзья их — идолы; они выводят их от света к мраку. Это — обитатели огня, они в нем вечно пребывают! (258, 259).

4. Тот, кто постоянно предается практике вирда и совершению благочестивых поступков, может впасть в гордыню набожности. Сердце в этом случае покрывается пылью, а мысли закрывает тонкая завеса, отделяющая человека от Бога. В силу этого после каждой из обязательных молитв суфий должен пасть ниц (позиция садждэ, принимаемая во время намаза) и произнести следующий вирд 3, 5 или 7 раз — с полной концентрацией, в состоянии медитации сердца (моракебе) и с сосредоточенным вниманием, обращенным к Богу:

Йа мофаттеха 'л-абваоб, йа мосаббеба 'л-асбаб, йа мокаллебал- колубивал-абсар, йа модабберал-лайе ван-нахар, йа мохаввелал-хале вал-'ахвал, хаввел хали ила ахсанел-хал.

Перевод

О Открыватель дверей Благодати, о Источник всех желаний, о Преобразителъ сердец и очей, о Вседержитель ночи и дня, о Изменяющий силы и состояния, преобрази мое состояние в лучшее из всех состояний ( 3 ) .

5. Суфию желательно произносить следующую молитву ко-нут (т.е. молитву, которую говорят во время второго раката намаза, держа руки перед лицом):

Аллахами наввир захири бе та'атика, ва батини бе махаббатика ва калби бе ма 'рифатика ва рухи бе мошахадатека ва серри бе 'истиклали иттисали хазратика, йа зол-джалали валикрам.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №47  СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 14:50 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2014, 12:22
Сообщения: 492
Пол: женский
Аллахом-адж'ал калби нуран ва сам'и нуран ва басари нуран ва лисани нуран ва йадаййа нуран ва реджлайя нуран ва джами 'йа джаварехи нуран, йа нурал-анвар.

Аллахома аранал-ашийа 'а камахи.

Аллахомма кон ваджхати фи колли ваджхен, ва максади фи колли касден, ва гхайати ей колли са 'йен, ва малджи 'и ва малази ей колли шеддатен ва хаммен ва вакили фи колли амрин ва таваллани таваллийа 'инайатин ва махаббатин фи колли халин. Ва саллалла 'ала мохаммадин ва алехи хэйри алин.

Перевод

О Боже, освяти мое внешнее существование покорностью Тебе, и мое внутреннее бытие добротолюбием по отношению к Тебе, и мое сердце непосредственным знанием Тебя, и мой дух сокровенным прозрением о Тебе, и мою сущность способностью достичь Твоего Престола. О Преславный и Высочайший!

О Боже, освяти мое сердце, и мои уши, и мои глаза, и мой язык, и мои руки, и мои ноги, и все мое тело. О Свет всякого Света!

О Боже, куда б ни повернулся я, будь предо мною; в каком направлении я бы ни шел, будь местом моего назначения; что бы я ни предпринимал, будь моей целью; во времена забот и горестей будь моим убежищем и утешением; в каждом деле будь моим защитником; и в Твоей Благодати и Добротолюбии прими мои действия под покров Твоей Мощи.

Да благословит Бог Мохаммада и его семью, благороднейшую из всех семей.

У Байазида был особенно чистый и красивый конут: Илахи анта та'ламо ма норид. («О Господь мой, Тебе ведомо, чего я желаю».)

открыть спойлер
Б. Вирды, предписываемые наставником для произнесения в определенное время и с определенным количеством повторений

1. Ла илаха илла анта, собханака инни конто мен аз-за-лемин. («Нет Божества, кроме Тебя, хвала Тебе, поистине я был неправедным!» Коран 21:87). Произносится 110 раз.

Этот вирд известен как Йуноссийе (от имени «Иона»). Рассказывают, что пророк Иона благодаря произнесению этого вирда выбрался из рыбьего чрева, т. е. тела в темном океане природы, и был допущен в царство духа.

Суфийская точка зрения состоит в том, что рациональное «Я», подобно Ионе, запутано во тьме природы, в материальном мире и в темной пустыне тела. При помощи этого вирда человек направляет свое внимание на Божественное Единство, на абсолютную несравнимость Бога и осознает свою собственную беспомощность и недостаточность. И тогда Бог нисходит к человеку, чтобы освободить его от уз материального мира и озарить его светом шариата, тариката и хакиката.

2. Йа хаййо йа кайюм, йа ман ла илаха илла анта, бирах-матика истагхис. («О Ты, Сущий и Бесконечный; о Ты, нет Божества, кроме Тебя; я нахожу прибежище в Твоей Благодати».) Произносится 41 раз.

3. Собханалахе ва бехамдехи, собханаллахе л'-азиме ва бе-хамдехи, астагхфоролла. («Бог чист, и вся хвала принадлежит Богу! Чист Великий Бог, и вся хвала принадлежит одному Богу. Я ищу Его прощения».) Произносится 100 раз.

4. Кол аллахомма маликал-молк, то'тейал-молка ман таша, ва танзи'ол-молка мемман таша, ва то'иззо ман таща, ва тозилло ман таша. Бейадакал-хар. Иннака 'ала колли шэй'ен кадир. Туледжол– лайле фин-нахар, ва тулежон-нахара фил-лайл, ва тохреджол-хайя мен ал-майет, ва тохрджол-маййета мен ал-хайи, ва тарзоко ман таша'о бегхайри хисаб. («О Боже, царь царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимешь власть, от кого пожелаешь, и возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. В Твоей руке — благо; Ты ведь над каждой вещью мощен! Ты вводишь ночь в день и вводишь день в ночь, и выводишь живое из мертвого, и выводишь мертвое из живого, и питаешь, кого пожелаешь, без счета!» Коран 3:25,26). Произносится 22 раза.

5. Бесмеллахер-рахмане-рахим, ла хавла ва ла коввата илла би'ллахил-алийел-азим. («Во имя Бога, милостивого, милосердного, нет силы и мощи, кроме как в Боге, превознесенном и великом»). Произносится 7 раз.

6. Ховаллахолази ла илаха илла ху, 'алимол-гхайби ваш-шах-адате, ховар-рахманор-рахим. («Он есть Бог, нет божества, кроме Него — знающего невидимое и видимое; Он милостивый и милосердный»). Произносится 7 раз.

7. Ховаллахолази ла илаха илла ховал-маликол-коддусос-саламол-мо'менол-мохайменол-'азизо'л-джаббаро'л-мотакаббир. Собханаллахи 'амма йошри-кун. («Он — Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!» Коран 59:23.)

8. Ховаллахол-халикол-бари'ол-мосаввир, лахол-асма' ол-хосна. Йосаббихо лаху ма фес-самавати вал-арз. Ва ховал-'ази-зол-хаким. («Он — Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он — великий, мудрый!» Коран 59:24.)

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СТИХОВ КОРАНА

Всякий раз, когда возникает возможность или расположенность, суфий может повторять любые из приведенных ниже стихов Корана:

1. Ва'илахоком илахон вахидон, ла илаха илла ховар-рах-манор– рахим.

«И Бог ваш — Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!» (Коран 2:163).

2. Шахидаллах аннаху ла илаха илла ху, вал-мала'икато ва улул-'елми ка'иман бел-кест, ла илаха илла ховал-'азизол-ха-ким.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме Него, и ангелы, обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, великого, мудрого!» (Коран 3:16).

3. Заликомоллахо раббоком, ла илаха илла ху, халико колле шэй'ан фа'бодуху ва хова 'ала колли шэй'ан вакил.

«Это для вас — Аллах, ваш Господь, — нет божества, кроме Него, — творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему. Поистине, Он — поручитель над каждой вещью!» (Коран 6:102).

4. Фа'ин таввалав факол хсбийаллах-хо, ла илаха илла хова алайхи тавакалто ва хова раббол-'аршел-'азим.

«А если они (враги) отвернутся, то скажи: «Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него; на Него я положился, ведь Он — Господь великого трона» (Коран 9:129).

5. Ва'ин таджхар бел-кавли фа'иннаху йа'ламос-серра ва ахфа. Аллахо ла илаха илла ху, лахол-асма'ол-хосна.

«И если ты будешь говорить громко, но ведь Он знает и тайну и более скрытое ( 4 ). Бог! — нет божества, кроме Него, у Него — прекрасные имена (Коран 20:7,8).

6. Иннама илах-хокомоллах аллази, ла илаха илла ху, вази'а колли шэй'ан 'илма.

«Ваш Бог — только Бог, кроме которого, нет божества, Он объемлет всякую вещь своим знанием!» (Коран 20:98).

7. Фата'алаллахол-маликол-хакк, ла илаха илла ху, раббол-'аршел карим.

«Велик Аллах, царь истинный, нет божества, кроме Него, Господь трона честного» ( 5 ) (Коран 23:116).

8. Аллахо ла илаха илла хова раббол-'аршел-'азим. «Аллах — нет божества, кроме Него, Господь трона великого!» (Коран 27:26).

9. Ва ховаллахо ла илаха илла ху, лахол-хамдо фил-ула валахират ва лахул-хокм ва илайхи торджа'ун.

«А Он — Аллах, нет божества, кроме Него! Ему хвала и в первой и в последней; Ему решение, и к Нему вы вернетесь» (Коран 28:70).

10. Ва ла тад'о ма'аллахи илахан ахара, ла илаха илла ху, колло шэй'ен халекун илла вадхах лахул-хокм ва илайхи тор-джа'ун.

«И не призывай вместе с Аллахом другого бога. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его лика. У Него решение, и к Нему вы будете возвращены!» (Коран 28:88).

11. Ховал-хайи ла илаха илла ху, фад'уху мохлезина ла-ходдин ал-хамдо лилахе раббел-'алемин.

«Он — живой, нет божества, кроме Него; взывайте же к Нему, очищая пред Ним веру! Хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран 40:65).

12. Аллахо ла илаха илла ху, ва'алаллахи фалиатаваккалил-мо'менун.

«Аллах — нет божества, кроме Него; на Аллаха пусть полагаются верующие!» (Коран 64:13).

13. Раббол-машреки вал-магриб, ла илаха илла ху фа'тахезхо вакила.

«Господь востока и запада; нет божества, кроме Него; возьми же Его покровителем!» (Коран 73:9).

Примечание: Если для этого существуют подходящие условия, ученикам разрешается изучать Коран, особенно суру 56 (Ал-Ваки'ах) и 67 (Ал-Мулк).

________________________________________

Примечания:

( 1 ) В этом стихе говорится о мохсенин, людях, которые особенно усердно предавались духовной практике и проводили ночи в молитвах (вирд) и поминании Божества. (Примеч. ред. англ. изд.)

( 2 ) Транслитерация арабских фраз дается в соответствии с произношением персидских мусульман.

( 3 ) Этот раздел (4) заимствован из Кебрит-и Ахмар Мозаффара Али-Шаха Кермани, одного из предыдущих руководителей (кугбов) ордена Ниматуллахи.

( 4 ) Возможный перевод: «Откроешь ли ты это в речи или нет, Он знает тайну и скрытое». В переводе Крачковского смысл фразы не вполне ясен. (Примеч. переводчика.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №48  СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 14:51 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2014, 12:22
Сообщения: 492
Пол: женский
( 5 ) Возможный перевод: «трон щедрости» или «трон благодати». (Примеч. переводчика.)

ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ

при посвящении в суфийский орден

________________________________________

Тайны Любви

Что лучшего желать? Луна на небосводе,

Ушли печаль, и боль, и жжение вины.

В чертогах Друга мы, дань отдаем свободе —

Беспечно пьем вино и в прах разорены.

«Неужто ты меня подвергнешь снова пыткам?» —

Я задаю вопрос и Друга жду вердикт.

Он отвечает мне с знакомою улыбкой,

Что испытаний бездна предстоит,

Что слез моих никто здесь не услышит,

И не поможет тяжкий вздох и стон,

И не дождаться в откровеньях передышки

В краю, где царствует Любви Закон.

Вхожу в таверну средь руин печальных ( 1 ) ,

Правитель и бедняк целуют здесь порог...

открыть спойлер
Нурбахш, остановись! Ты разглашаешь тайны

Любви! Для них ещё не вышел срок!

Мы тайнами уже давно по горло сыты,

Где есть Любовь, всё явно и открыто.

Перевод Б. Тираспольского

________________________________________

Входя в «Таверну руин»,

чти ее обычаи,

ибо обитатели за этой дверью —

доверенные Владыки.

Хафиз

Вступая на Путь «людей сердца», необходимо соблюдать определенные правила и обычаи (адаб) , а также церемонии. На протяжении многих столетий суфии уважали эти правила и следовали им. Эти правила и обычаи были переданы нам шейхами Пути, они соблюдаются и в настоящее время.

Заповедь гласит: «Следуй по Пути так, как другие следовали ранее». Памятуя о ней, ниже перечислены правила и обычаи инициации. Скрытый смысл и значение этих правил и обычаев разъясняются для того, чтобы данная работа могла послужить проводником для ищущих.

ПЯТЬ ОМОВЕНИЙ

Прежде чем принять посвящение в мир Духовной Нищеты (факр), те, кто стремятся приблизиться к Богу, должны совершить нийат ( 2 ) и затем пять омовений (госл) способом, описанным ниже.

1. Омовение покаяния (тобех)

В этом омовении искатель раскаивается во всех своих бывших проступках и заблуждениях. Присоединяясь к тем, кто поклоняется Богу, он (или она) также просит прощения за грех самопоклонения.

2. Омовение смирения (ислам)

В омовении смирения искатель, не являющийся мусульманином, дает обет (нийят) принять ислам и стать мусульманином. Если он уже мусульманин, то дает обет всем сердцем и духом (рух) соблюдать святой шариат ислама и вести себя соответственно ему.

Памятуя изречение 'Али «Ислам — это смирение», искатель должен полностью как внешне, так и внутренне смирить себя перед Божьей Волей, и довольствоваться всем тем, что угодно Богу.

3. Омовение посвящения в Духовную Нищету (факр)

Чтобы войти в мир Духовной Нищеты, человек должен быть чист как внешне, так и внутренне. Поэтому совершается омовение и очищение внешних покровов, чтобы и внутреннее существо было также склонно к чистоте.

Очисть себя и тогда ступай в «Таверну руин»,

чтобы она не была тобой загрязнена.

Хафиз

4. Омовение паломничества (зийарат)

Существует обычай, посещая уважаемых людей в миру, очистить тело и надеть чистую одежду. Сходным образом, совершая паломничество к Совершенному человеку, или «Наставнику Пути» (пир-э тарикат), следует очистить себя.

Сначала стань чистым, и лишь затем

смотри на Чистого Человека.

Хафиз

Поэтому искатель совершает омовение, очищая себя внешне, прежде чем приблизиться к учителю и получить наставления, касающиеся Пути.

5. Омовение осуществления (каза-е хаджат)

«Мольба» (иияз) искателя, странствующего по Пути, — о том, чтобы достичь ранг Совершенства. Перед тем как прийти к наставнику, искатель совершает омовение, символизирующее его решимость осуществить эту задачу.

ПЯТЬ СИМВОЛОВ ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

После того как искатель совершил пять омовений, он (или она) подготавливает пять предметов, которые будут отданы искателем учителю. Учитель примет их и поведет ученика по пути странствующих к Единству. Вот эти пять предметов: несколько квадратных метров белой ткани, целый мускатный орех, кольцо, монета и немного леденцовой карамели (кристаллизованного сахара).

Каждый из этих объектов символизирует определенное обязательство, взятое на себя теми, кто устремлен к Богу. Эти обязательства выражены при помощи объектов, чтобы они закрепились в памяти путника и никогда не забывались.

1. Белая материя (шелвар)

Белая материя, отдаваемая наставнику, символизирует саван и указывает на то, что путник, подобно мертвому телу в руках обмывальщика (гасал), полностью смиряется перед Богом. Он (или она) считает приказания наставника приказаниями Бога и подчиняется им, не спрашивая «как?» или «почему?»

2. Целый мускатный орех (джоз)

Джоз символизирует голову путника. Вручая джоз наставнику, путник соглашается не раскрывать Божественные Тайны, открытые ему или ей. Даже если ему грозит быть обезглавленным, он не должен раскрывать эти тайны. Иными словами, голова путника символически вручается наставнику в качестве залога за Божественные Тайны.

3. Кольцо (ангоштар)

Кольцо, отдаваемое наставнику при вхождении в мир Духовной Нищеты, символизирует цепи, которые в старое время носили рабы, и олицетворяет преданность путника Богу. Отдавая кольцо наставнику, путник дает обет полностью посвятить себя Богу и отказаться от каких-либо других желаний.

4. Монета (секке)

Монета символизирует мирское богатство и изобилие. Путник, вручая монету наставнику, дает клятву освободить свое сердце от любых вожделений к богатству мира. Здесь следует заметить, что цель состоит в том, чтобы не иметь привязанности к богатству. Если суфий в один день богат, а в другой — беден, ни то, ни другое состояние не оказывает на него никакого воздействия. В богатстве суфий щедр, в бедности он радостен и терпелив.

5. Карамель (набат)

Набат олицетворяет дар при втором рождении искателя. Если первое рождение — от матери, то второе рождение происходит при входе в область Духовной Нищеты. В этом возрождении искатель вступает в царство Духовности, Истины и Единения. Он перерождается из материнского мира природы и множественности в мир Любви (эшк), Добротолюбия (мохаббат) и Единства (таухид).

Вручая карамель, путник также осознает, что по Пути надо следовать с радостью и внутренним покоем, а не с подавленностью и недовольством.

ПЯТЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Прежде чем войти в круг Духовной Нищеты, искатель берет на себя пять обязательств по отношению к наставнику. Только тогда, когда искатель понимает и принимает важность этих обязательств, наставник берется вести его или ее по праведному Пути Единства в ордене Ниматуллахи.

1. Подчинение святому шариату Мохаммада, Печати Пророков

Искатель, вступая в мир суфиев, дает обязательство подчиняться правилам и обычаям шариата. Если он уже является мусульманином, ему следует провозгласить два символа веры (шахадатаин) ислама: «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Бога» (Ашхадо ан ла илаха илла'лах) и «Я свидетельствую, что Мохаммад — Его Пророк» (Ашхадо анна Мохаммадан ра-суло'ллах). Затем искатель добавляет: «Я свидетельствую, что 'Али — святой Бога» (Ашадо анна 'алийан валийо'ллах). Провозглашая это, искатель приемлет и сердцем и духом (рух) истину и духовность ислама, в основе которых лежит абсолютная святость 'Али — царя всех святых. В этот момент искатель берет на себя обязательство не пренебрегать шариатом.

2. Доброта к Божьим созданиям

В этом обязательстве суфий дает обет не обижать Божьи создания и быть добрым и дружелюбным по отношению к ним, когда он странствует по Пути. Суфию следует постоянно руководствоваться строчками из стихотворения Саади:

Я радостен и умиротворен, будучи в мире,

несколько мир радостен и умиротворен в Нем.

Я влюблен во всю Вселенную,

ибо вся Вселенная принадлежит Ему.

3. Сохранение тайн Пути

В начале странствия по Пути (солук) суфий дает обязательство не раскрывать никому передаваемых ему тайн, будь то посторонний, друг или собрат-дервиш. Среди этих тайн — «поминание», объекты размышления, а также открытия и откровения в мире Единства. О тайнах не следует говорить ни с кем, кроме наставника. Тогда тайны не попадут в руки тех, кто не способен их хранить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №49  СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 14:52 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2014, 12:22
Сообщения: 492
Пол: женский
Друг, который почтил своим присутствием виселицу,

обвинялся в разглашении тайн.

Хафиз

4. Служение на Пути

В течение всего странствия по Пути суфий приемлет и сердцем, и духом каждый приказ или задание наставника и подчиняется им, не спрашивая «как?» и «почему?» Суфий должен знать, что нерадивость в служении приведет его лишь к отклонению от дороги преданности и от истинного пути. Служение настолько важно, что можно сказать следующее: «Все, что суфий обретает, он обретает благодаря служению».

Саади дает прекрасную иллюстрацию этому положению в той части Бустана («Плодовый сад»), которая рассказывает о султане Махмуде и его слуге Айязе. Этот отрывок начинается с того, что кто-то критикует Махмуда, говоря: «Как странно это! Айяз, его любимчик, некрасив, он — цветок без цвета и без благоухания. Как странны предпочтения соловья!» Услышав эти слова, Махмуд отвечает: «Поистине, моя любовь — к его добродетели, а не к форме его лица».

Саади далее рассказывает историю о том, как однажды в королевской процессии верблюд, нагруженный драгоценными камнями и жемчугом, споткнулся и упал, разбросав драгоценности. Султан Махмуд, будучи человеком щедрым, дал разрешение сопровождавшим его придворным забрать добычу себе, а сам быстро ускакал. Все придворные бросились врассыпную собирать драгоценности, забыв о султане при виде этого богатства. Только Айяз, не обращая внимания на драгоценные камни, последовал за султаном. Когда Махмуд увидел, что слуга скачет за ним, он прокричал: «О Айяз, где же твоя добыча?» В ответ Айяз промолвил: «Я не искал драгоценностей, но следовал за моим Владыкой; как могу я уделять внимание твоим дарам, когда мое единственное стремление в том, чтобы служить».

И в заключение Саади говорит:

О друг, если ты — приближенный Трона,

не забывай о Царе ради Его драгоценностей;

открыть спойлер
Ибо на этом пути святой ничего не просит

у Бога, кроме Него самого.

Так что знай: если ты ищешь что-либо, кроме благодати Друга,

ты — узник собственной темницы, а не Его.

5. Диг-джуш

Вступая в мир Духовной Нищеты, суфий внутренне провозглашает: «Я пришел, чтобы пожертвовать собой ради Друга».

Показывая свою готовность, суфий, подобно Аврааму, по Божьему указанию принесшему в жертву овцу вместо Исмаила! ( 3 ), приготавливает из овцы специальную еду. Эта еда готовится в соответствии с адабом и традициями Духовной Нищеты и распределяется среди дервишей. Еда, приготовленная таким образом, называется диг-джуш.

Аллах, Всемогущий, провозглашает... помните благодать и благословения Аллаха (нн'матуллах), уделенные вам: вы были жестокосердными врагами, а он соединил ваши сердца в любви, и посему Его благодатью и благословением вы стали братьями и сестрами.

________________________________________

Примечания:

( 1 ) Таверна руин (перс. харабат) символизирует суфийскую обитель, ханаку, а также состояние фана (исчезновение «Я» в Боге). (Примеч. переводчика.)

( 2 ) Нийат — обет, или провозглашение намерения, совершить определенный благочестивый поступок (наиболее часто это намаз). — Примеч. ред. англ. изд.

( 3 ) Согласно традиции, принятой среди ряда мусульманских комментаторов, Авраам должен был принести в жертву не Исаака, как об этом говорится в Библии, а Исмаила. (Примеч. переводчика.)

ГЛОССАРИЙ

Составление Л. Тираспольского

________________________________________

Абдал – "Заменяющий", ранг суфийской иерархии (авлийа).

Адаб – правила поведения и обычаи, принятые среди суфиев.

А'йан-и тхабета – основные сущности.

'Айно'л-йакин – очевидное знание, не подлежащее сомнению.

Ал-'Адл – "Справедливый", одно из имен Бога.

'Акл – интеллект; рассудок.

'акл-и аввал – Первичный Интеллект

'акл-и джозви – "частный интеллект", знание частностей, а не всеобщего.

'акл-и истидлали – рассудок.

Ал-Акхар – "Последний", одно из имен Бога.

Аманат – "залог", то, что вверяется Богом, Его поручение, которое люди согласились выполнять. Часто отождествляется с любовью. Ср.: "Мы предложили залог (амана) небесам, и земле, и горам, но они отказались его понести и устрашились его; понес его человек..." (К. 33:72)

Ариф – обладатель мистического знания, "познавший", "гностик".

'Арши-и а'зам – Высший Престол.

Ахадийат (ахадийя) – "исключающее единство", "единственность": Бог един во всех отношениях и любая множественность с Ним не совместима.

ахадийат-и джам' – Единство Всеобъемлемости.

Ахл-е дел – "человек сердца".

Ахфа – сокровенное сознание; "самое тайное", см. сирр-и сир .

Бака – "странствие в Боге", пребывание в Боге (после растворения в нем – фана); "вечная" жизнь.

Вали (мн.ч. авлийа ) – близко стоящий к Богу, святой; "друг Бога".

Варид (варидат) – откровение; мистическое наитие, озарение и опыт в самом широком смысле.

Вахдат-и вуджуд – учение о единстве сущего, экзистенциальный монизм. Этим термином принято обозначать учение ибн Араби, хотя сам он его не употреблял.

Вахидийат (вахидийя) – "всевключающее единство", источник всякой множественности.

Вирд (букв. "доступ", "подход") – молитва; тайная молитва ордена; предписанное наставником произнесение священных текстов.

Воджуд – бытие.

Возу (вуду) – ритуальное омовение.

Гайб-и гайб – "Высшее Незримое"; отсутствие; то, что сокрыто, тайна; божественная тайна.

Гайб – "незримый", атрибут Бога и ангелов.

Дел (перс.) – сердце.

Дервиш (дарвиш) – "нищий"; термин, обозначающий членство в мистическом братстве, или ордене (тарика). Персидский эквивалент арабского термина факир , синоним слова суфий .

Джабарут – букв."мир могущества", сфера божественной власти.

Ал-Джаббар – одно из имен Бога, означающее "Принудитель".

Джазбе (джазб) – транс, мистический экстаз; влечение к этому состоянию.

Джами' – целокупность, всеобъемлемость; пятничная (соборная) мечеть.

Джихад ("усилие") – борьба за веру.

ал-джихадо'л-асгхар – "меньшая битва", воинское сражение.

ал-джихадо'л-акбар –"великая битва", противостояние нафсу, духовное самосовершенствование.

Закат – налог в пользу нуждающихся мусульман.

Захир (аз-захир) – внешний, явный; экзотерический.

Зийарат (ед.ч. зийара) – посещение святыни, паломничество.

Зикр – (перс. зэкр ) – букв. "поминание". Духовное упражнение, цель которого – ощутить внутри себя Божественное Присутствие; отказ от себя и сосредоточение на Боге; ритмичное, связанное с дыханием, повторное поминание имен Бога (теомнемия) или фразы, содержащей имя Бога; "вспоминание", концентрация внимания, "пробужденность".

Зэкр джали – поминание вслух, "зэкр голоса".

Зэкр хафи (или калби) – мысленное поминание про себя, "зэкр сердца".

'Ийан – непосредственное наблюдение, созерцание.

Илахийат – сфера Божественного.

'Илм – знание.

'илмо'л-йакин – знание с уверенностью, основанной на мистической интуиции.

'илм-и ладунни – божественное предсущностное знание.

Ишк (перс. эшк ) – любовь, божественная любовь; не утолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Кааба (ка'ба) – храм в Мекке, в стену которого помещен "черный камень", одна из главных мусульманских святынь.

Кабилийат (кабилийя) – пассивность; способность.

Калб – сердце.

Кана'ат – достаточность.

Кашф – раскрытие, снятие завес; откровение.

Керамат (карамат) – чудотворный дар; чудо, совершаемое святым с Божьего соизволения.

Кибла – направление к Мекке, куда поворачиваются лицом мусульмане во время молитвы.

Кутб – "ось", "полюс", "точка опоры". Высший ранг суфийской духовной иерархии. Глава ордена, "мастер".

Лава'их, ед.ч. лаиха – лучи озарения.

Лубб – "ядро", "сердцевина"; сущностное видение реальности; божественный разум.

Маджзуб – "безумец", тот, кто находится в состоянии исступления, экстатического озарения.

Макр – божественная хитрость, "наваждение". Согласно Корану: "Аллах – лучший из хитрецов" (К.3:47).

Малакут – природа ангелов; ангельский мир.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №50  СообщениеДобавлено: 29 сен 2014, 14:52 
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 09 янв 2014, 12:22
Сообщения: 492
Пол: женский
Ма'на – мистическая эзотерическая сущность; духовная реальность; дух объекта, то, что придает объекту его подлинный смысл.

Ма'рифат (Ма'рифа) – мистическое внеопытное знание; мистический гнозис.

Махам (макам) – ступень или стадия мистического Пути, через которую проходит "путник".

Махджато'л-калб – сокровенная сердцевина сердца.

Моджахада – битва; приложение усилий на мистическом пути; духовное сражение.

Мокашафа – теофания (богооткровение) в форме видений.

Морад – учитель, наставник на мистическом Пути. (На английский обычно переводится как master – владыка, господин; учитель; мастер. Словом "master" часто переводится также суфийский термин кутб .)

Моракебе (Моракаба) – самонаблюдение, созерцание; сознание, бдение; концентрация помыслов; медитация.

Морид (мурид) – ученик, "послушник".

Мотасаввефе – "суфиологи", те, кто изучают суфизм как научную дисциплину.

Мохаббат – "добротолюбие", любовь-доброта, проявление любви и доброты по отношению к Божьему творению; взаимная любовь между Богом и творением.

открыть спойлер
Мохасебе – самоанализ.

Мошахеде (мошахада) – созерцание, внутреннее видение; "свидетельствование".

Мулк – владение; область божественного владычества.

Намаз – обязательная молитва мусульман, совершаемая пять раз в день.

Нафс – "Я", самость, эго; низменное, плотское "Я", инстинктивно-животная душа; душа.

нафс-и аммара – упорствующий, приказывающий нафс;

нафс-и ал-лаввама – обвиняющий нафс;

нафс-и ал-мулхама – вдохновленный нафс;

нафс-и мутма'инна – успокоенный нафс.

нафс-и коллийа – Вселенская Душа.

нафс-и натика – рациональная душа.

Нийат – обет, обещание совершить благочестивый поступок.

Нияз – "духовная мольба".

Нукаба – "Предводитель", ранг суфийской иерарахии (авлийа).

Пир (букв. "старец") – наставник; старейшина. Название руководителя суфиев в Иране и Индии.

Риадат (риада) – "умерщвление (плоти)", аскетическая дисциплина.

Ро'йат – видения; сны.

Pyx – дух; духовное дыхание, идущее из мозга.

рух-и натика – рациональный дух.

Ру' – постижение, знание сути; знание посредством сердца, характерное для святых (вали).

Салик – путник, искатель на мистическом Пути.

Самадийат – непроницаемость.

Сахиб-дел – обладающий сердцем.

Силсила – цепь духовной преемственности, духовная родословная; непрерывающаяся цепь инициации, идущая от учителя к ученику.

Сирр – глубинное сознание.

Сирр-и сир – сокровенное сознание.

Совайда – сердцевина сердца.

Солук, сулук – процесс прохождения мистического Пути; собственно Путь.

Сунна ("обычай, "пример") – пример жизни Мохаммада как образец и руководство для мусульманина.

Таб – материальная природа.

Таваккол – упование на Бога.

Таджрид – непривязанность к миру; "неотождествление".

Та'аййон – предопределенность; определенность.

Таухид – единобожие, единение с Богом; принцип единства бытия, теомонизм. Одна из основополагающих концепций суфизма. Ср. суру 112 Корана Ат-Таухид (одно из двух ее названий), "Единство", которую нередко называют сущностью Корана.

Талаб – влечение к Богу, духовный поиск.

Тарик, тарика – мистический Путь; мистическая школа, совокупность методов обучения; суфийский орден, или "братство".

Тарикат – второй этап мистического Пути (тарик).

Тасаввуф – суфизм, исламский мистицизм.

Тасбих – взывание к Богу посредством произнесения определенного слова или фразы. Часто это формула Субхан Аллах – слава Аллаху.

Ташбих – уподобление, сравнение Бога с чем-либо; антропоморфизм; фантазия.

Тафрид – непривязанность к себе.

Файд – переполнение; эманация; проявление божественного милосердия; божественная милость.

Факир (араб.) – бедный (нуждающийся в Божьей милости); синоним слова дервиш или суфий.

Факр – добровольная бедность; духовная нищета (т. е. нужда в Боге).

Фана (букв. "уход", "смерть") – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге.

Фарданийат – целостность, целокупность; "сингулярность".

Фекр – размышление; созерцание; контемпляция.

Фирасат – (сверхъестественная) проницательность.

Форкан (фуркан) – "мерило", то, что отделяет истину от заблуждения; критерий. В Коране этим именем названа Тора (К.21:48) и Коран (К.25:1).

Хава – страсти; прихоти, капризы.

Хаваджис – побуждения, прихоти нафса.

Хаджж – ритуальное паломничество в Мекку, один из пяти "столпов" ислама.

Хадис ("новость", "известие", "рассказ") – предание о словах и поступках Мохаммада.

Хакикат – последний этап мистического Пути (тарик); постижение Истины.

Хакк, ал-Хакк – "Истинный", одно из суфийских наименований Бога.

Хакко'л-йакин – истинность, находящаяся превыше всякого сомнения.

Хал – временное состояние просветления, связанное с прохождением этапа (махам) мистического Пути.

Ханака – суфийская обитель; место собрания суфиев.

Харабат (перс. – "таверна руин", суфийская обитель ( ханака ); также символизирует состояние фана (см.).

Фана – обретение истинной сущности через духовное растворение в Боге, а также суфийскую обитель, ханаку.

Хафи – глубинное сознание; см. сирр.

Шариат – религиозные правила, составляющие законы ислама; начальный этап мистического пути (тарик) . ( Шари'а – экзотерическое откровение).

Шахадатаин, шахада (букв. "свидетельство") – произнесение формулы исповедания веры.

Шейх – духовный наставник, руководитель суфиев; глава суфийской обители, ханаки.

Шохуд – свидетельство (Бога).

Эшк (ишк) – любовь, божественная любовь; неутолимая страсть к Богу, ведущая суфия по мистическому Пути.

Сокращения

АА 'Абхар ал-ашекин

АФ Аурад ал-ахбаб ва фосус ал-адаб

AT Асрар ат-таухид. Биография знаменитого суфийского наставника Абу Са'ида Або'л Хэйра, написанная его пра-пра-внуком Мохаммадом ибн Монавваром.

ИК Инсан ал камил ("Совершенный человек")

ИС Истилахат-и ас-суфийя

ФД Фаваех ал-джалал ва фаватех ал джалал

ГР Голшан-и раз ("Розовый сад тайн"). Поэма Махмуда Шабистари (ум. 1339).

КАМ Кашф ал-асрар (Авт. – Рашид ал-Дин-Майбоди)

КМ Кашф ал-махджуб ("Раскрытие скрытого"). Самый ранний суфийский прозаический текст на фарси, написанный Али ибн 'Отманом ал-Худжвири.

Лм Лама'ат-и Ираки

ЛТ Лома'фи'т-тасаввоф (Кетаб ал-). Старейший трактат о суфизме. Авт. — Абу Наср Саррадж (ум. 988).

М Маснави-е Сана'и

МА Машраб ал-арвах ("Питейный дом духов") (Рузбихан)

МИ Мерсад ал-'ибад. Эта работа Наджмо'д-Дина Рази вышла в свет в 1226 г.

MX Месбах ал-хедайя ва мефтах ал-кифайя ("Светоч наставничества"). Авт. – Иззо'д-Дин Махмуд Кашани (ум.1334 или 1335).

MM Маснави-е ма'нави. Знаменитая поэма Джалало'д-Дина Руми, которую Джами назвал "персидским Кораном".

МН Мосибат-намэ ("Книга страждущих"). Поэма Фаридо'д-Дина Аттара, описывающая усилия следующих по суфийскому Пути.

НК Носус ал косус

НН Накд ан-носус

РБ Тафсир-и Рух ал-Байян. Комментарий на Коран, написанный Исмаилом Хакки Брусави.

РН Рисала-е Нурбахш

РК Тарджома-е рисала-е Кушайри — основной источник книги Аттара "Жизнеописания святых". Авт. – Або'л-Ка-сим Кушайри.

РКР Рисалат ал-кодс (Рузбихан)

РСх Рисалаха-е Шах Ни'матолла Вали. Шах Ни'Матулла (Ни'матолла) Вали (1331-1432) — основатель суфийского ордена Ниматуллахи.

СГР Мафатих ал-и'джаз фи шарх-и Голшани раз

СМ Сад Майдан Авт. – Хваджа (Абу Исма-ил) Абдо'лла Ансари. Ум. 1089.

СС Шарх-и шатхийат ("Комментарий на парадоксы (суфиев)") — книга Рузбихана Бакли.

ТА Са'игх, Або'л Хасан (ум. 915)

ТД Та'рифат-и Джорджани

ТКК Тарджома-йе каламат-и кезар-и Баба Тахир. Авт. – каландар Баба Тахир Ум. в 1010.

ТСА Табакат ас-суфийа. Авт. – Абдо'лла Ансари.

ТСС Табакат ас-суфийа. Авт. – Абу 'Абдо'р-Рахман Солами.

ТТ Тасаввоф ва адабийат-и тасаввоф (включая Мир'ат-и ошшак)

ХАу Хафт аюранг ("Семь Престолов"). Поэтическое произведение 'Абд ар-Рахма-на Джами (ум.1492)





Джавад Нурбахш
ПСИХОЛОГИЯ СУФИЗМА


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Текущее время: 27 ноя 2020, 14:13

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Вы не можете начинать темыВы не можете отвечать на сообщенияВы не можете редактировать свои сообщенияВы не можете удалять свои сообщенияВы не можете добавлять вложения
Перейти: