К ИСТОКУ • Просмотр темы - Модель "Три Дома"ценностей.

К ИСТОКУ

о развитии Божественного Начала в Человеке





 
* Вход   * Регистрация * FAQ * НОВЫЕ СООБЩЕНИЯ  * Ваши сообщения 

Текущее время: 28 фев 2021, 20:36

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
Сообщение №1  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 20:34 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
Модель "Три Дома"ценностей

И. Лютый

Знание приносит ответственность.
Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение.

Согьял Ринпоче. .

В данной работе рассматриваются ценностные ориентиры с нескольких позиций: существование - житие человека; цели существования - в контексте вопросов бытия и реализации; умения и навыки мастеров - наставников на этом пути.

Три Дома, или три Царства, или три уровня - психоантропологическая модель, которая часто используется в эзотерическом разделе сайта (наряду с концепцией Времени). И не случайно именно ТРИ.

В наших (славянских) традициях различали три системы ценностей человека, - три так называемых "царства", или три "дома" - верхний, нижний и средний. Нетрудно догадаться, что ценности сердца и органов дыхания относятся к среднему дому. Как уже говорилось, это сугубо человеческие ценности, находящиеся "посередине" между головой и животом. Но есть и нижний дом - это "живот".

Анатомически (хотя это и примитивное и урезанное рассмотрение, с точки зрения психоантропологии), это органы тела, лежащие ниже легочной диафрагмы. Но это - и все тело как биологическая структура - мышцы, суставы, кожа и пр. Проблемы сердца влияют на тело - "спускаются" на материальный уровень. Под "человеческим" подразумевают не только душу, но и тело. "Живот", "животное", "жизнь" (в теле), - также спектр проблем человека. Но это все же другой спектр других проблем - его животных основ. Поэтому, и сами эти проблемы могут быть как схожими с проблемами "души", так и заметно отличаться по своим проявлениям.

Для того, чтобы лучше понять есттесственность и достаточность именно такого разбиения ценностей (по вертикали три уровня, хотя бывают и 7, 9, 13 в - чакрах, 4 у Кастанеды и у Грофа, 5 стихий, органов чувств и форм суще. В современном мире существуют три социальных института, ответственных за здоровье человека - по уставу 1946 года здоровье - это отсутствие физического, психического и социального страдания (о духовном речь хотя и не шла, но имелось в виду как социальное). Соответственно, существуют три инстанции, куда может обратиться человек. И соответственно существуюю три уровня проблем, которые может иметь современный человек. Перечислем их.

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №2  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 20:39 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
Просветление и бегство от просветления (куда можно убежать от себя)

И.Лютый

Позвольте мне сразу заметить, что, открыв ящик Пандоры, я же его и захлопну.
В этих вопросах слишком много такого, чего я и сам не понимаю и не должен делать вид, будто понимаю.

Т. Кун.

Носсрат Пезешкиан в своей работе "Психосоматика и позитивная психотерапия" рассматривает 4-х мерную схему избегания вопросов личной жизни - бегство в работу, бегство в одиночество или, напротив, в общение, бегство собственно в психосоматику, и бегство в фантазии. Наше же рассмотрение не противоречит этой модели, но несколько отличается от нее. Будем говорить о трех уровнях реализации человека, трех домах человеческих ценностей.

На уровне нижнего дома человек способен испытать удовлетворение и, наоборот, зациклиться на теле, - перевести часть проблем в психосоматику. Здесь же можно и убежать в физический труд, а также в спорт (не в шахматы…). Такие люди много суетятся, бегают, "копаются в огороде", "рубят дрова" (в прямом или переносном смысле). Это своеобразные "трудоголики", для которых смысл жизненной активности только лишь в активности тела: "без труда не выловить и рыбки из пруда". Ели Вы слышите от такого человека: "Под лежащий камень вода не бежит", то знайте, что речь идет о внешней активности, телесной, возможно, в ущерб активности "головой" или активности душевной.

Средний дом, пожалуй, более многогранен для человека, как в плане реализации, так и в плане бегства от каких-либо ценностей. Во-первых, это сама личная жизнь. В западном мире со своими горизонтальными взаимоотношениями личную жизнь принято считать основным поставщиком удовлетворения человека жизнью вообще. Но, в целом, и в личную жизнь также можно убежать от других проблем. Как, скажем, можно убежать от работы, особенно если общество находится в эпоху глобальных изменений, революций, перестроек, и пр. В таком обществе скорее звучит призыв: "На работу!", "На стройки!" и т.п. и удовлетворение личных ценностей членов общества не рассматривается, - обществом игнорируется или даже преследуется "по закону". Человек эпохи глобального общественного строительства обязан трудиться во благо общества, и бегство в личную жизнь может рассматриваться как преступление. Другой пример, - жизнь общины, где также нет приоритета личной жизни общинников, а есть только жизнь одной большой общей семьи - общины.

открыть спойлер
Поэтому, в западном мире такой жизненный уклад считается архаичным, отсталым, первобытнообщинным. Хотя, и западным мир способен претерпевать глобальные изменения, приводящие к приуменьшению личных ценностей людей. Так, во время войн государство призывает в армию, не взирая на распад семей своих граждан, и это же государство будет укреплять институт семьи после войны. Политика!..

Таким образом, семья - это способ реализации для человека, но для каждого человека - это разная реализация. Кто-то будет счастлив малым, а кому-то нужна "большая", многодетная, людная семья. Кто-то удовлетворяется своим одиночеством, а кто-то убегает в одиночество от семейных проблем. …А кто-то убегает от самого себя в семейную жизнь, боится остаться наедине с самим собой. А можно убежать и от семьи, и от одиночества в общение, - постоянные встречи с людьми, иллюзия занятости, эдакая напыщенная "деловитость". Но где-то внутри себя человек остается нереализованным и глубоко несчастным. Но другой человек с таким же уровнем активности (с точки зрения внешнего случайного наблюдателя) будет воистину счастлив своей жизнью или, более того, эта жизнь будет для него делом, его работой. Есть люди-"клей", - те, кто призван наводить знакомства и "склеивать" других людей друг с другом. Это "сутенеры судьбы" в хорошем смысле этого слова. И это не будет для них бегство в общение, или бегство в такую деятельность. Тут не от чего убегать, разве что, наоборот, бежать к самому себе.

Бегство в общение, бегство в личную жизнь и бегство в тело может в определенной комбинации дать бегство в секс. Секс - это часть реализации человека, которую можно отнести и к нижнему, и к среднему дому, поскольку здесь задействованы и телесные, и душевные компоненты. Но на сексе можно и зациклиться, - тогда это можно рассматривать как бегство от других проблем.

Теперь пойдем "выше". К верхней иерархии душевных ценностей можно отнести уже не сугубо личные (явно эмоционально окрашенные), но еще не тонкие ментальные (например, духовные) вопросы и связанные с ними проблемы. Это общественная деятельность. Здесь снова можно выделить бегство в работу, но, более того. Это может быть не просто бегство в работу, поскольку работа здесь может быть далеко не самоцель. Это также может быть и бегство во власть, бегство в зарабатывание денег, бегство во славу (например, в сфере политики, в шоу-бизнесе и т.д.). Но известность, материальные достаток, власть могут быть и этапами реализации человека и, следовательно, развивать и приносить истинное удовлетворение жизнью на соответствующем жизненном этапе.

Верхний дом слишком тонок и неопределен, чтобы туда можно было убежать. Чаше всего убегают в более низкие ценности, но это может быть тонко закамуфлировано под духовные понятия. Например, можно убежать от семьи в религию. Но, на самом деле, это будет или бегство в одиночество, или бегство в общение, или в религиозную деятельность, или даже самолюбование (бегство во славу). Или же это будет на самом деле истинная духовная потребность человека. Тогда или семья для него уже реализована и свой долг перед ней он выполнил, или же долги он раздаст позже.

Можно выделить бегство в фантазии, уход от реальности в себя как разновидность бегства в одиночество. В этом случае фантазии выступают как суррогат, подмена действительности. Другая, положительная сторона фантазий - творчество, является, без сомнения, развивающим фактором для человека. Фрейд, наряду с фантазиями рассматривал сновидения и неврозы. Но для него это являлось регрессивным фактором как сублимация ранее репрессированных энергий. Для Юнга же сновидения несли не просто пассивную функцию разрядки, но и развивающую функцию раскрытия сознания. Таким образом, бегство в сон или осознание снов - это два противоположных аспекта бытия человека, - уход от себя или же развитие, свое спасение.

Перечисленный "список" ценностей человека далеко не исчерпывающий. Да, и три дома ценностей, хотя и удобны для рассмотрения, все же могут пополняться промежуточными и смежными уровнями. Это удобная антропологическая модель.


Подытожим эти ценности теперь "сверху вниз": фантазии и сновидения, религия, власть, слава, деньги и общественная деятельность, семья и вообще личная жизнь, одиночество и общение, секс, тело и его проявления (психосоматика, физический труд, спорт).
Таков человек…И когда речи доходит до специалиста "кому лечить", то можно говорить о следующем.

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №3  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 20:45 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
Кто есть "мастер", "целитель" и пр.

Противопоставлять естественную науку и религию является делом людей, которые плохо осведомлены как в одной, так и в другой науке.
Пауль Сабатье, французский химик, лауреат Нобелевской премии 1912 года.


Ясно, что в случае проблем какой-либо или каких-то из трех сфер проясняются не просто сами эти проблемы, но совокупность всех трех домов человеческого "Я", - их баланс, пропорции энергий, реализованность каждой на данный момент. Нет двух одинаковых людей, и нет двух одинаковых пропорций "трех домов" человека. Одна и та же деятельность будет развивать одного человека, приносить ему удовлетворение и, напротив, тяготить другого, зацикливать его на своих проблемах, обращать в бегство от других сфер. Решать, например, проблему психосоматики, продуктивнее будет из целостного, а не только лишь из отсутствия удовлетворения в личной жизни.

Здесь возникает вопрос мастера - специалиста, - кто решает проблему (в данном случае психосоматики). Современные специалисты - это врач, психолог, духовник (священник). Каждый, как правило, компетентен только лишь в своей области. Врач акцентирован на нижний дом, а его естественнонаучное мировоззрение еще более делает акцент на оторванности нижних ценностей от ценностей душевных и верхних - глобальных. Ригидность и жесткость его медицинской практики позволяет ему проникать на уровень душевных психологических проблем лишь на потребительском, бытовом уровне. И от этой биологизаторской установки трудно, чаще невозможно "раскодироваться". Ведь изменение его мировоззрения равносильно смерти и крушению всего наработанного за жизнь знания. Отсюда и непринятие врачами представителей паранауки и психологов, ведь психологи, в силу области применения своих знаний, ближе стоят к паранауке. Но паранаука в данном случае есть всего лишь знание о единстве всех трех домов. На самом деле, академическая психология также биологизирована, как и другие академические науки, и академические психологи-теоретики сухи, консервативны, "заморожены" в своих взглядах на природу человека: "психика - это свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность". Но у психологии просто больше "степеней свободы" и меньше ограничений в использовании своих технологий. Правда, в современном мире психологу "выделен" лишь "средний дом" человека: нижним домом занимаются врачи (в том числе и психиатры), а верхний мир слишком далек от понимания и веры в него, - "пусть этим занимается церковь".

открыть спойлер
Курьез такой ситуации еще и в том, что современная церковь приняла, "наконец то" светскую медицину с ее материализмом. Священники признают свою некомпетентность перед врачами в деле излечения телесных недугов. И, с другой стороны, врачи сейчас уже охотно предлагают своим пациентам обратиться к священнику (настолько они - врачи и священники далеки друг от друга в своих подходах, что "просто" принимают друг друга как факт), … но не к психологу. Тем не менее, как показывает мировая и историческая практика из жизни известных ученых, все эти известные люди были людьми достаточно гармоничными в плане материалистических и идеалистических взглядов. Интеллект и интуиция, рационализм и абстрактность мышления были им присущи как гарантия их гениальности.

Здесь уместно привести слова академика Бориса Викторовича Раушенбаха, физика-ракетчика: "Многие ученые в определенный момент своей жизни, так или иначе, касаются мифа о божественном происхождении Вселенной. Ньютон, как известно, многие годы занимался теологией, а свои занятия наукой считал не чем иным, как служением Богу. …монистический взгляд - что важно только одно или только другое, - является в известной мере упрощением. …Сахаров считал, что в мире существует нечто вне материи и ее законов, нечто, что отепляет мир. И добавлял: это чувство можно считать религиозным".

Сфера приложения знания психолога находится как раз посередине между медиком и духовником и ее считают "своей" как те, кто обучен лечить патологию, так и те, кто направляет к Богу. Но здоровая психика не познаваема с точки зрения патологии, и здоровая психика современного человека еще не есть Святой Дух. И, хотя современное образование психолога включает огромный объем знания по всей мировой философии, ориентирует во всех школах мировой психологии, в истории развития знания о душе, знание культурологии и религиоведения, а также дает и практическое применения этих навыков на тренингах и консультациях, - все же это пока количественный, пассивный подход.

Для того чтобы говорить о целостном подходе к человеку, а не о различных частях исследуемой личности, тем более и не о разных способах примитивного избегания каких-то проблем, нужен специалист, способный различить проблему от достоинства, беду от достижения, прошлое от будущего, способный увидеть, что "…человек заболевает не только от того, что он пережил, но и от того, что он не смог пережить, если заложенные в нем способности не имели необходимых условий для развития." (Н. Пезешкиан). Это будет специалист в едином вопросе духа, души и тела.

Материал для размышления: от каких слов этимологически (по звучанию) произошли понятия "врач" и "лечить"?

3-х мерная иллюстрация по практикам: на Востоке, один из эффективных способов приобрести душевное равновесие, - это искусство заземления - мысленное посылание "центра тяжести" к ногам (если охарактеризовать это искусство в упрощенной форме). А на Руси нога недаром звучала как "огонь" наоборот (агн - лингвистический корень огня), если рассматривать огонь в области живота ("жжение в животе"). Если "душа в пятки уходит" непроизвольно, то искусство заземления это же почти делает сознательно. Это именно искусство. Именно "нога" связывает стихию огонь с землей, это "огонь вниз". Огонь идет из живота вверх, в чувства и мысли, а внизу образуется мощь (например, моча) и "нога" (подробнее см. "Искусство Вдоха") . Так или иначе, а связующее звено между телом и душой - это сам дух, но это уже философия. А что касается "философии", то это - "пауза" между вдохом и выдохом, это "медитация" - уровень верхнего дома. Это и мысль, которая материальна (все проблемы, как в народе говорят, - "от ума"). Это и "слово", которое по Библии было "вначале" и которым исцеляют.


"Искусство вдоха" и "искусство медитации" исторически разрабатывались на Востоке. Китайская йога-Цигун, культивирующая осознание своего вдоха, - яркий тому пример. Восток более энергетичен и ментален. Запад более эмоционален - истеричен, если хотите. На Западе "Сердце в душе, как король на войне…". (М. Павич. "Хазарский словарь"). Восток славится искусствами управления верхним и нижним домами, в то время как традиционный Запад "кипит" страстями среднего дома. Восток - это вдох и пауза, Запад - это выдох. Пауза - это почти "чистое осознание", не вдох, и не выдох. Пауза - это также понимание своих проблем и одержимое желание от них избавиться. Но пауза - это и принятие себя таким, какой Ты есть, здесь и сейчас (а что такое счастье?..). Это не оправдание своих слабостей. В "оправдании себя" человек неспокоен эмоционально, - а это уже не есть осознание. Но это больше философская тема и почти неисчерпаемая (и даже архаичная). И пауза - это не вариант бегства от себя. В таком бегстве человек или фантазирует, - подменяет тем самым действительность на суррогат, или же впадает в сантименты, - смакует свое прошлое. Пауза - это как звучит на санскрите: САТ ЧИТ АНАНДА - Неизменное Вездесущее Блаженство.

Литература

Андреев А.А. Мир Тропы. Очерки русской этнопсихологии. - СПб.: Тропа Троянова, 1998. - 254 с.
Пезешкиан Н.. "Психосоматика и позитивная психотерапия". М.: "Медицина". 1996.
Раушенбах Б. В. "Пристрастие". М.: Издательство "Аграф". 1997.

И. Лютый, 2001 г.

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №4  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 21:31 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
Культура и этнос - проявленнный Народный Дух

В этой работе речь пойдет о работе народного духа. Хотя начнем мы с речевых оборотов, или мыслительно-речевых стереотипов, которые образуют, в понимании А.Р. Лурии, устойчивые логико-функциональные связи. Мифы, сказания, поговорки и пр. образуют душу народа.

О душе

И … ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и намечают все психические процессы, происходящие в уме и духе.
Архиепископ Лука, д-р мед. наук Войно-Ясенецкий В.Ф.


Вся эта мимолетная жизнь, вся эта череда радостей и горестей и есть для каждого из нас самое главное - только то, чем живет сердце.
Хосе Ортега-и-Гассет.


Пожалуй, стоит сразу определиться в терминах "дух" и "душа". Для этого нет необходимости слишком философствовать и мудрствовать. Психоантропологическое рассмотрение начинает сразу обращать наше внимание на бытовые аспекты использования этих слов, поскольку именно повседневная жизнь является основным "поставщиком" подсознательного. Так происходит регулярное, периодическое - изо дня в день - формирование нашего мироощущения, наше "самовнушение", "кодирование" нас на наши заслуги и наши болезни. Пожалуй, больше ничто - не травмы (родовые, послеродовые и др.), не стрессы (в классическом смысле или же в бытовом) так нас не меняют (ломают или создают), как быт и его социальные и культурные установки и предпосылки. Тогда, перейдем непосредственно, психоантропологически к "духу" и "душе".

Собственно, понятие "дух" в быту почти не употребляется. Использование этого слова относится, в основном, к необычным, небытовым ситуациям. О духе говорится в сфере религии, мистики, паранауки, а также в области государственной идеологии и пр. Нас же интересует больше бытовая сторона использования подобных понятий. Остановимся же на душе… Начнем "задушевную" беседу…

Можно "потерять сердце", или сердце может "остановиться от страха", "подпрыгнуть от радости", "замереть" так, что "от лица отольет". Кто-то живет "душа в душу", "души в нем (или в ней) не чает". "Душа моя!"- говорят они друг другу, "душенька". А кто-то "держит обиду в душе", "камень за пазухой", испытывает "тяжесть на сердце". Люди делятся на "душевных" и "бессердечных". Кто-то "бездушный", а у кого-то "широкое сердце". В нашей традиции (русскоязычной) сердце и душа выступают как синонимы, они взаимозаменяемы. Сердце - это вместилище души, обитель чувств. Кто-то скажет: "это метафора". Верно, это действительно метафора, но и не только. Метафора становится жизнью, когда, например, затяжные душевные проблемы превращаются в сердечно-сосудистые заболевания. Сердце, кроме сказанного, еще и "середина" человека. Такое лингвистическое сходство неслучайно. Можно сказать, что это орган, находящийся посередине между двумя антагонистическими полюсами, - это орган примирения "земли" и "неба", низменного и возвышенного. Сердце, "сердцевина" употребляются как синоним "сути", - сущности. Это оплот справедливости, правды.

открыть спойлер
При всем многообразии "душевных" и "сердечных" качеств все же можно выделить общее - эмоциональную составляющую. Эмоции и есть середина между разумом и телом. Когда мы говорим о чувствах, то мы уже не подразумеваем плотские потребности, но еще не разумеем. Но есть и некоторые различия в употреблении слов: "душа " и "сердце". Можно выделить длительные душевные состояния, эмоционально менее окрашенные, то, что по смыслу ближе к чувствам. А также можно различать ситуативные эмоциональные всплески, аффекты. Устойчивые чувства рождают, например, "задушевную" беседу, обстановку, общение. В этих случая именно чаще говорят о душе. Можно сказать: "сердечный человек", но лучше - "сердешный человек". Во втором случае высказывание созвучнее фразе "душевный человек". О сердце чаще говорят: сердце "ёкнуло", "ушло в пятки", "выскочило из груди". "Тяжесть на сердце", "камень за пазухой", "бессердечный человек" (но не "бессердешный") имеет, как правило, эмоциональную скрытую составляющую. Это наличие сугубо личных аспектов взаимоотношений - с близким кругом друзей и родственников. Качества сердце более личные и яркие в плане эмоциональных проявлений. "Душа моя", в принципе, говорится любому человеку из благих помыслов и хорошего настроения. "Сердце мое" говорится только близкому человеку, где есть "эмоциональная накачка". Итак, сердце - это вместилище любви и преданности.

Близость, интимность всегда эмоционально окрашиваются. В обществе, где более ценятся взаимоотношения между мужем и женой, между друзьями, т.е. внутри поколения или внутри социального слоя - "по горизонтали" всегда больше эмоций, окрашивающих эти взаимоотношения. Ведь степень притязания к равному всегда выше, чем к неравному: от жены или мужа, а также друга всегда требуешь большего, чем от матери, отца, или детей. В таком обществе (условно, "западном") больше и "сердечных" ценностей, а значит, и выше уровень употребления соответствующих выражений. Здесь же и выше степень риска болезней сердечно-сосудистой системы. Пословица говорит: "С получившего больше, - более и спрашивается". Другими словами, чем больше говоришь о каком-то органе, тем больше этот орган со временем и привлекает к себе внимание. "Западный" человек более "сердечен", т.е. сердце для него является органом-мишенью в большей степени, чем для "восточного" человека.

И.Лютый

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №5  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 21:34 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
О свободе

Я бесконечен. Своим ты играешь созданьем:
Опустошаешь - и вновь наполняешь дыханьем.
Рабиндранат Тагор.


"Восточный" человек более "бронхиален". Для русского языка звучит несколько коряво, но на востоке (например, в Индии) с понятием "бронх" (именно телесный орган) напрямую связывают ценности личной свободы и независимости, как мы сердце связываем с любовью и преданностью. Но, справедливости ради, стоит отметить, что недаром и у нас слово "дыхание" (уже не орган, но функция органа) созвучно "духу", "душе". Мы говорим: "дышать всей грудью", имея в виду "быть свободным". "Разверни плечи, ну сутулься!" - призываете Вы почувствовать вкус жизни, неотягощенной проблемами. Можно сказать, что дыхание - это "работа духа" (но не только легких). В то, время как кровообращение (функция сердца), - это работа любви и преданности. Идеи: быть "одной крови", "чистокровным" или "полукровкой" привязывают нас к кому-то долгом и толкают на подвиг и иногда на самопожертвование.

Кровь во многих культурных традициях - воплощение двух стихий - огня и воды, это "огненная жидкость", где огонь несет страсти, эмоции, а вода отвечает за плоть, - так кровь разносит эмоции по телу. Стихия же воздух находится в груди и связана с мыслями человека. Вместе с огнем она образует тонкие эмоции, чувства, и через кровь связывает мысли с телом. Собственно, так и рождаются психосоматические связи.

открыть спойлер
Если сердце - это вместилище той составляющей души, которая несет более яркие и выразительные эмоции, то все грудное пространство, где расположены легкие и бронхи, - это вместилище более тонких, неярких эмоций. Недаром мы называем орган: "легкие". "Легко дышится" тем, у кого "легко на душе", - душа здесь уже сравнима (и созвучна, как и слово "воздух") больше с духом, нежели с сердцем. Действительно, любовь более конкретна, т.е. сильнее направлена на кого-то, в то время как идея свободы может подразумевать обратное. И если все же сравнивать любовь и свободу на Востоке и Западе, то Восток смотрит "внутрь" этих понятий - "по вертикали", как родители смотрят на своих детей или своих родителей. Даже сами эти понятия с восточной точки зрения более синонимичны. Те, кто увлекается восточной философией, как правило, пытаются подменять эти понятия одно на другое; в этой среде (например, движение хиппи) где-то и рождаются понятия "любовь к свободе" и "свобода любви". Здесь "дух", "душа" и "сердце" едины. Восток "бессердечен", если его сравнивать с западной моралью. Запад же, как говорят, индивидуалистичен, поскольку ориентирован на конкретные любовь и свободы, - а они (эти любовь и свобода) у всех, очевидно, разные. Западная любовь ко всем разная, да и к одному человеку непостоянна и изменчива. Западная свобода - это "осознанная необходимость" (Гегель). Запад "несвободен", если его сравнивать с восточными ценностями. Западная любовь часто стремится к тому, чтобы владеть кем-то, и когда владеют тобой. Так, в "западных" семьях люди нередко сосуществуют за счет взаимного культивирования болезней, - это так называемые "психосоматические семьи". Какая уж тут свобода (разве что не "осознанная необходимость")?! Итак, второй орган-мишень, который мы затронули - это бронхи и легкие - обитель свободы и независимости.


Как видно, сердце, легкие и бронхи собраны в центре человеческого тела. Восточное учение о чакрах помещает в грудную область сугубо человеческие чувства, как уже упоминалось, - стихию воздух. С этой точки зрения, сердце и органы дыхания просто находятся рядом с центром чувств, потому и зависят от этих ценностей. Но оставим вопросы первичности или вторичности души по отношению к телу для философских дискуссий. Важно, что чувства любви и свободы неразрывно связаны с сердцем и органами дыхания. Эмоции или чувства, соответствующие этим органам, а также заболевания этих органов, относятся, пожалуй, к самым фундаментальным человеческим ценностям (и, соответственно, проблемам), независимо от культуры и религии. Из этих эмоций вытекает и специфика всех ритуалов рождения, брака, смерти у всех народов. Нарушение этих таинств на субъективном уровне человека ведет к сбою в работе этих органов.

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №6  СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 21:37 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
О теле

…чем больше погружаешься в физические проблемы, тем больше убеждаешься, что там чего-то не хватает.
Раушенбах Б.В. (академик, физик-ракетчик).


Тело не существует в разрыве от души. К этому выводу уже можно прийти, если рассматривать вышеперечисленные проблемы с сердцем и легкими. Сейчас речь пойдет обо всем теле как биологической структуре. Что касается органов, то это, прежде всего те, что находятся ниже грудной клетки, под легочной диафрагмой, куда "спускаются" проблемы души. И это "периферия" - кожа, мышцы, суставы, кости и пр., куда проблемы души распространяются (подобно излучению).

Избыточный вес, сахарный диабет, гипертония и т.п. - это болезни, которые не локализованы лишь в грудном участке тела, но считаются психосоматическими и часто сопровождают другие психосоматические проблемы. Да и те болезни, что не считаются традиционно психосоматическими, требуют часто активного психического воздействия при лечении больного, наряду с физиологическими подходами и, поэтому, могут называться соматопсихическими. Недаром врачи-физиологи просто интуитивно, из обычных бытовых соображений советуют таким больным "меньше волнений", "поберечь себя", "не нервничать" и т.д.

открыть спойлер
В русском языке не так много лингвистических параллелей между органами брюшной полости и соответствующими морально-психологическими ценностями, если сравнивать с органами грудной клетки. Но раньше, в старину этими соотношениями пользовались чаще (бессознательно). Вероятно, это связано с возросшей психодинамикой жизни, большей эмоциональностью, "западностью" современного человека. Раньше чаще говорили: "животом клянусь", "живот отдам", т.е. "клянусь жизнью". И в юридических документах Ивана Грозного записывалось, например: "Лишить его живота". Сейчас можно услышать: "Ты у меня в печенках сидишь!", или: "Мы на этом деле уже собаку съели". Мы говорим о "желчных" людях, а иногда "не можем переварить" трудную задачу. Во всех этих выражениях эмоций явно уже нет.

Что касается периферии, то здесь больше некоторой эмоциональности, а значит, и в быту чаще употребляют: "руки опускаются", "бег этого как без рук", " у нас руки длинные". В нашем обществе есть запреты-метафоры: "не суй свой нос не в свое дело", угрозы-метафоры: "ноги протянешь". Еще больше эмоций в прямых запретах "не хватай", "не дотрагивайся", "не лапай", "не протягивай руки". Руки - значимая для человека часть тела. Огромная часть коры мозга человека связана именно с руками. Некоторые антропологи именно в руке видят первичное отличие человека от животного. Можно сказать, что руки более социальны, чем ноги и лицо. Поэтому, и социальных запретов на руках больше. Ноги - это "опора" человека. Что касается ног, то "душа в пятки уходит", "земля из-под ног". С другой стороны, ноги несут сексуальные запреты для женщин: "не раздвигай коленки" говорят матери девочкам (а те, в свою очередь это "передадут" своим дочерям). Лицо - это именно "лицо" человека, или же его "личина", "рожа". Нередко можно услышать: "у меня от лица отлило", "нос воротит", "бесстыжая морда", или прямые запреты типа "не подглядывай".


Нас с детства бьют по губам за "плохие слова", а затем мы сами начинаем "бить" себя по губам. И не имеет почти значения как - явно или морально. Таким образом, руки, ноги и лицо человека могут им восприниматься в виде метафорических перчаток, сапог и маски. Эти "перчатки", "сапоги", "маска" имеют, как видно, психологическую энергетическую составляющую. С их образом связаны кожа и суставы. Кожа - это своеобразная одежда человека, его "шкура". О коже у нас говорят, например, "толстокожий" или "тонкокожий", "лезть из кожи вон", "побыть не в своей шкуре" и т.п. Суставы и позвоночник для человека не просто соединяют руки, ноки, голову и туловище, но также и призваны объединить различные психо-энергетические сферы, соответствующие этим частям тела. Можно говорить о "разболтанном", "бесхребетном", "упрямом" человеке. А у кого-то "коленки подкосились" от страха или от усталости.

И.Лютый

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №7  СообщениеДобавлено: 31 окт 2012, 20:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 окт 2012, 18:47
Сообщения: 1
Имя: Имя
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
С интересом прочла тему, благодарю, Кудесник!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Сообщение №8  СообщениеДобавлено: 01 ноя 2012, 12:31 
Супермодератор
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 14 окт 2012, 23:14
Сообщения: 3951
Имя: Януш
Пол: мужской
Страна: Украина
Город: Одесса
Марина де Блажь, Изображение

_________________
Не ждите чуда извне.
Чудо рождайте в себе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Текущее время: 28 фев 2021, 20:36

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Вы не можете начинать темыВы не можете отвечать на сообщенияВы не можете редактировать свои сообщенияВы не можете удалять свои сообщенияВы не можете добавлять вложения
Перейти:  

 

 

 

cron